Подробнее о всех видах гамм

Здравствуйте! В предыдущей записи я рассказывал о двух видах гамм. Наверняка возникает вполне закономерный вопрос: а какие гаммы еще бывают? Здесь я вам постараюсь объяснить теорию, а в дальнейших уроках будет практика, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Итак, все виды гамм: прямая, расходящаяся, в терцию, в дециму, в сексту, аккорды, короткое арпеджио, арпеджио ломаное, арпеджио длинное, хроматическая, кадансы (последние я не буду рассматривать, так как это основные аккорды, строящиеся в данной тональности (трезвучие на I, IV, V ступенях, доминантсептовый аккорд и т.д.)). Так же в состав гаммы входят: доминантовый септаккорд и уменьшенный септаккорд седьмой ступени (для простоты я их буду называть D7 и ум7 7 — так они и записываются в сольфеджио).

Сразу же оговорюсь: в музыкальной грамоте приняты обозначения пальцев, которыми я ниже буду пользоваться: «большой — 1-й, указательный — 2-й, средний — 3-й, безымянный — 4-й, мизинец — 5-й». Это необходимо вспомнить, а тем, кто не знал об этом, выучить и запомнить.

Итак, про первые два вы уже знаете. Дальше: терция, децима, секста. Эти три вида похожи, поэтому будет проще рассказывать про все одновременно.
Суть гаммы в терцию заключается в том, что правой рукой мы начинаем играть с третьей ступени лада, будто первые две мы уже сыграли (поэтому и начинается гамма в правой руке с третьего пальца — об этом нужно постоянно помнить, иначе запутаетесь). Четвертый палец ставится как всегда, никаких изменений больше нет.
Децима — это интервал в 10 ступеней. Принцип абсолютно такой же, как и с терцией, за исключением того, что правая рука играет на октаву выше. Левая рука и там, и там остается без изменений. Следите за четвертым пальцем! Я часто буду это повторять, как в свое время мне это повторяла моя преподавательница по специальности.
Секста — это интервал в 6 ступеней. Здесь теперь правая рука играет как обычно, а левая рука играет с третьей ступени лада (разумеется, на октаву ниже, чем правая; не пугайтесь, скрещивать руки не придется =))
В нашей любимой тональности: в терцию — правая рука начинается с ноты «ми», в дециму — правая рука начинается с ноты «ми», но на октаву выше, в сексту — левая рука начинается с ноты «ми».

Следующая группа гамм — это аккорды и все виды арпеджио.
Аккорды у нас будут четырехзвучные. В каждой гамме их мы будем играть 3 штуки (четырехзвучия на I, III, V ступенях лада). По сути, эти аккорды представляют собой обращения тонического трезвучия. Если у нас тональность до-мажор, то эти аккорды будут выглядеть так: «до-ми-соль-до», «ми-соль-до-ми» и «соль-до-ми-соль». Сразу, пока вы не побежали за инструмент пробовать играть, расскажу о пальцах. Аппликатура здесь определяется постановкой третьего или четвертого пальцы в правой руке — на третью ноту аккорда, в левой руке — на вторую ноту Во всех случаях (кроме исключений, о которых я расскажу вам позже) в правой руке соответственно: 3-4-4, в левой: 4-4-3.
Понятным языком: первый аккорд — до-ми-соль-до. Левой рукой мы играем «ми» (2 нота аккорда) 4-м пальцем, а правой — играем «соль» (3 нота аккорда) 3-м пальцем. Второй и третий аккорд разбирайте аналогично.

Аккорды по сути — предисловие к арпеджио. Арпеджио прямое играется так же, как и аккорды, но все звуки играются по очереди. То есть вы будете играть «до-ми-соль-до-ми-соль-до-ми-соль-до-ми-соль» и так далее 4 октавы (как и все остальные виды гамм, все они играются в 4 октавы).
Ломаное арпеджио — почти то же самое, но понятно по названию, что звуки будут идти не по очереди, а «ломано», через один: «до-соль-ми-до-ми-до-соль-ми-соль-ми-до-соль» и так далее. Постоянно следите за пальцами!
Когда доигрываете последнюю октаву как вверху, так и внизу, нужно арпеджио «связывать» или, как говорила мне моя преподавательница, «завязывать узелок». Очень долго, нудно, муторно и непонятно получится, если писать. В следующих видео я расскажу и, главное, покажу, как это делать. Не пугайтесь страшных слов, это очень просто =)

Длинное арпеджио отличается тем, что мы не повторяем звуки, не «идем волнами», как в обычном арпеджио, а как бы перебираем все звуки, которые нам нужно сыграть. То есть мы будем играть «до-ми-соль-до-ми-соль» и так далее 4 октавы. Правой рукой нужно переставлять первый палец, а левой — пятый. Про технику переноса пальцев я тоже расскажу в видео.

Доминантовый септаккорд — это аккорд, который строится на V ступени (отсюда и название, доминанта — название пятой ступени лада) и состоит из большой терции и двух малых. То есть в до-мажоре D7 будет звучать так: «соль-си-ре-фа». Аккорд разрешается в «до-до-до-ми». Для тех, кто не знаком с понятием «разрешение», скажу, что это не очень вам понадобится, достаточно запомнить лишь то, что такое существует. А я буду вам подробно все рассказывать. Если кто-то все же заинтересуется, оставляйте все вопросы в комментариях, постараюсь ответить как можно более понятно.
Итак, эти четыре ноты играются длинным арпеджио. Каждый раз на ноту «соль» вы будете ставить правой рукой — 1-й палец, левой — 5-й.

Ум7 7 строится на седьмой ступени и состоит — как видно из названия — из малых терций. В нашей тональности он будет выгладеть так: «си — ре — фа — ля-бемоль». Играется всеми тремя видами арпеджио. Здесь не нужно особо загоняться аппликатурой — в одном шаге будут задействованы все 5 пальцев. Ведь вы будете играть «си — ре — фа — ля-бемоль — си — ре — фа — ля-бемоль — си — ре» и так далее.
Звучит неприятно, но куда деваться, нужно играть =)

И последний вид — это хроматическая гамма. Особенность такова, что перебираются все звуки. То есть «до — до-диез — ре — ре-диез — ми — фа — фа-диез — соль — соль-диез — ля — ля-диез — си — до» и так далее. Белые ноты играем первым пальцем, черные — третьим. Когда идут подряд две белые (си-до, ми-фа), то левой рукой первую из них играем вторым пальцем, вторую — первым, правой рукой — наоборот. Попробуйте сыграть — и сами поймете, когда какой ставить.

Итак, вот вкратце обо всех видах гамм. Если будут какие-либо вопросы (а я уверен, что будут) — пишите в комментарии, все разъясню. Ждите видео с уроками, там все-таки гораздо будет проще разобраться, нежели по тексту. Итак, удачи вам и успехов! Работайте!

Обсуждение: 4 комментария

  1. Tak:

    Доброго времени суток. 🙂
    Спасибо за урок и пожелания.
    А можно ли было бы чуть подробнее и нагляднее остановится на интервалах и аккордах? О гаммах все замечательно рассказано и показано. Я, откровенно говоря, «споткнулась» на интервалах. И все последующее не хочет задерживаться в моем, хорошо проветриваемом мозгу и покидает его (мозг), не прощаясь. Я добросовестно стараюсь выполнять упражнения на заданную тему, но, поскольку проверить их правильность некому, а в собственной сообразительности я ооочень сомневаюсь, топчусь на одном месте. Словами Нейгауза — страдаю «фортепьянофобией». 🙂
    Очень хотелось бы, не скрою, проникнуть в тайну построения интервалов, аккордов, обращения трезвучй и прочих радостей.

  2. Мне конечно, стыдно — обещал начать уроки по River, и пока не начал. Уже и ноты есть распечатанные, и место на компьютере под обработку освободил. Если бы не сайт жены про цветы, который пришлось запустить — уже было бы все снято.
    Оставляю обещанное за собой, и тут ещё интервалы и аккорды — такая простая и одновременно, сложная тема…

  3. Tak:

    Здравствуйте. 🙂
    Все хорошо. 🙂
    Не могу, к сожалению, оценить всей перелести слова «бесплатно» в данном случае, т.к. цветы и я, на протяжении всей моей жизни, прохладно дышим в разные стороны. 🙂 Но, наверное, это здорово — видеть «живыми и здоровыми» плоды трудов своих. Да еще в таких количествах. 🙂
    С интервалами, как и с цветами, складываются тоже очень непростые отношения — кто кого. Измором все больше. 🙂 Удивительно все-таки, как избирательна память порой. Ведь училось же все это в музыкальной школе. Интервалы, устойчивые ступени, опевание, транспонирование, бесконечные нотные диктанты и пр. Выветрилось все начисто! Понятно, что тема совсем несложная. Самолетом управлять тоже просто. 🙂
    В общем, играю гаммы (пока что только До-, Фа- и Соль мажор, этюды для 1-ого класса, штудирую «Фортепианную игру» Сикорского, ну и потихооооонечку, продолжаю разучивать River flows in you. С неугасаемой верой в себя и, местами, чрезмерным преувеличением собственных возможно-способностей. 🙂

  4. Алина:

    Здравствуйте.
    У меня возникла проблема.в списке требований по тех.зачёту мне выпали октавы прямые и ламанные,а так же 8 арпеджио от белых клавишь,а понятия о чём вообще идёт речь я не имею.хотела бы попросить,если кто-нибудь знает ответ на мой вопрос,отписаться,ибо тех. уже совсем скоро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Фортепиано или пианино настроить недорого в Москве // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru